NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2017)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2017)








Поиск  
Воскресенье 20.08.2017 04:12 ast
01:12 msk

Сельское хозяйство: иерархия приоритетов
Ахметжан Есимов: "Сегодня мы преодолеваем наследие прошлого. Люди отторгают искусственную среду обитания и возвращаются к своим истокам"
29.07.2002 / интервью

Татьяна КОСТИНА, "Казахстанская правда", 26 июля

"Есть целый ряд причин, чтобы предстоящий период, с 2003 по 2005 год, посвятить возрождению аула (села)", - заявил Глава государства в своем Послании и обосновал необходимость принятия Государственной агропродовольственной программы. Такое пристальное внимание селу и агропромышленному комплексу уделяется впервые. К тому же указывается на необходимость дополнительных, начиная с 2003 года, субсидий до 8 - 10 млрд. тенге. В Послании утверждается, что "именно сельское хозяйство, его труженики наиболее сильно пострадали от несовершенства советской экономики и именно они более всего ощутили на себе всю ее ущербность при переходе к рынку". Ответ на вопрос о том, что должны предпринять органы государственной власти для радикального изменения ситуации в лучшую сторону, мы находим в Послании. Открытым остается вопрос - как это сделать? Есть ли у нашего Правительства продуманная и главное - реально финансируемая агропромышленная стратегия? С этими вопросами редакция обратилась к заместителю Премьер-Министра - министру сельского хозяйства Ахметжану Есимову, который координирует в Правительстве деятельность государственных органов по вопросам развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, реализации Государственной агропродовольственной программы, экологии, использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, земельных и водных отношений, а также сельских территорий и внутренней миграции.

- Господин министр, не могли бы вы рассказать о приоритетах в развитии сельского хозяйства страны в целом и агропродовольственной программы в частности?

- На первое место необходимо поставить развитие земельных отношений, затем формирование эффективной системы сельскохозяйственного водопользования. Далее идут оптимизация структуры посевных площадей, защита и карантин растений. Затем блок: животноводство - племенное дело - ветеринария. И, наконец, не менее важные приоритеты - развитие сельхозмашиностроения, страхования, кредитования, налоговой политики. Развитие информационно-маркетинговой системы завершает "горячую десятку".

Если говорить об агропродовольственной программе, то здесь основными приоритетами являются повышение устойчивости системы обеспечения продовольственной безопасности страны, формирование эффективной системы агробизнеса, повышение конкурентоспособности отечественной продукции и наращивание объемов продаж как на внутреннем, так и на внешнем рынке, снижение уровня импорта продовольствия, рационализация мер господдержки сельхозпроизводства, оптимизация госуправления комплексом.

Земле нужен хозяин

- Частная собственность на землю - это прежде всего уверенность крестьянина, что его землю не отберут. Собственность на землю - это мотивация к ее обустройству, чтобы было что передать своим детям... Земля без хозяина - сирота. Экологическая катастрофа настигает именно ничейную землю... Вот далеко не полный перечень аргументов "за", которые прозвучали в Послании Президента страны... В земельном вопросе Казахстан пошел по очень мягкому пути. Что это значит?

- Мы изучили все возможные схемы и модели владения землей, имеющиеся за рубежом. Посетили Китай, где земля только государственная, страны, где до 20 % земли в частной собственности. Кстати, к ним относится и Казахстан: у нас дачи, приусадебные участки, огороды находятся в частной собственности. В ряде развитых европейских стран это соотношение равняется 50 на 50. В Скандинавских странах преобладает частная собственность на землю. В той же Голландии только 35 % земли принадлежит государству. В основном это земли, отведенные под железную дорогу, вокзалы, аэропорты, и земли, отвоеванные у моря.

Мягкость заключается в том, что по проекту Земельного кодекса на земле можно работать на условиях аренды в пределах обусловленного срока, землю можно выкупить, заплатив всю стоимость или в рассрочку в течение 10 лет. Торговать землей налево и направо никто не собирается.

- Слово "торговать" предполагает цену. Значит, земля - товар? И прощай, земля-матушка, земля-кормилица... Мы на рынке, все на продажу?

- Есть базовые ставки, есть методики, есть коэффициенты… Кто работает на земле, должным образом заботится о ней, будет и ее владельцем. При продаже земли, например, из фонда акима приоритет отдается человеку, имеющему сельхозобразование, опыт работы и проживающему в сельской местности. Кстати, в Бельгии применяется такой же механизм.

- Не ломаете ли вы душу вольного номада, привязывая его к клочку земли? Вся степь была ему домом, а теперь...

- Мы живем в рационализированном мире. Будет частная земля. Но будут и земли общего пользования. Например, джайлау. Будет применяться институт сервитутов, иными словами, система ограничений для земель, где проходят скотопрогонные трассы. Если на земле вырыт колодец и им пользуются многие, то эта земля также не будет продаваться. Для оралманов, которые возвращаются на землю предков, будет иммиграционный фонд земли, а также земля спецфонда акима.

Ныне действующий закон "О земле" позволяет недобросовестным чиновникам выстраивать различные барьеры на пути землепользователей по своему усмотрению. Вот отсюда и надо делать выводы, а может быть, и философствовать.

Я проехал по ряду областей страны и понял, что проект Земельного кодекса сильно повлиял на умы сельчан и уже сегодня приостановил иммиграционные процессы. Прежде чем уехать в город или другую страну, селянин стал задумываться - что он теряет. В той же Акмолинской области в нынешнем году посевная площадь увеличилась на 400 тысяч гектаров. В стране появился массовый интерес к бросовым землям. В мире нет ни одной страны, где от введения института частной собственности на землю стало хуже.

И еще один аргумент. Мы сегодня с вами говорим о земле сельхозназначений, которые занимают в Казахстане 91 миллион гектар и составляют 30 %. Всего же земли - 273 млн. гектаров.

- А как будут решаться вопросы в сельхозводопользовании?

- Тема воды могла бы стать отдельным разговором. Ведь пока здесь идет очень напряженная законотворческая работа. Готовятся проекты Водного кодекса, закона "Об объединениях сельхозводопользователей". Впервые на субсидирование услуг по доставке воды сельхозводопользователям предусмотрено выделение средств. Селяне сегодня не в состоянии полностью проплатить тарифы по доставке воды. Из-за этого водохозяйственные организации не могут нормально эксплуатировать и содержать каналы и сооружения. Президент очень четко сказал по воде: "Пора, наконец, навести порядок и в водных отношениях, где также царит организационно-правовая неразбериха. Нужно последовательно решать перезревшую проблему реконструкции гидромелиоративных сооружений…". И этот порядок мы наведем.

Преодолевая наследие прошлого

- Большая часть Послания Президента посвящена проблемам аула, где "в условиях минимальных стандартов самодостаточности и по качеству земли, и по природным, и социальным условиям проживает около миллиона человек…". За 2000-2001 годы было упразднено 186 неперспективных, потому и брошенных людьми, населенных пунктов. В этом году ожидается упразднение еще 93, сказал Глава государства. Каким министерство видит будущее депрессивных районов? Можно и по-другому поставить вопрос - как вернуть людей в село?

- Что касается депрессивных регионов, то стране действительно необходима государственная политика по стимулированию внутренней миграции из неперспективных регионов на развивающиеся, в райцентры и малые города. Она должна учесть вопросы планирования и управления потоками миграции, обустройства, обеспечения землей и жильем, переквалификации переселенцев. "Все люди стремятся жить в экологически чистой среде, иметь доступ к хорошим социальным услугам. Это стремление должно быть поддержано. Совершенно очевидно, что село имеет шанс на нормальную жизнь там, где есть хорошие земли, где рядом есть рынки сбыта, где удобные транспортные коммуникации". Лучше не скажешь.

Надо ли строить школы, больницы, дороги, тянуть водопроводы там, где нет производства, нет воды, а значит, и жизни? Вопрос риторический. Поэтому главная задача на сегодня - определить перспективные районы и именно туда вложить государственные средства. Тем более что Казахстан располагает огромными территориями - 9-е место в мире. Населения не так много. Хороших и прекрасных земель более чем достаточно. Другое дело, что в советское время в пылу освоения целины распахивали все подряд. Надо было увеличивать количество областей и районов, ударными темпами создавать населенные пункты… Не случайно по этому поводу Нурсултан Абишевич заметил, что "в Казахстане исторически, особенно в эпоху командной экономики, расселение людей в сельской местности складывалось неудачным образом, как с позиций рыночной экономики, так и по социальным и экологическим соображениям… В результате, для многих сельских районов характерной чертой стала депрессивная экономика".

Сегодня же, когда сельское хозяйство страны переходит на нормальную рыночную экономику, кто будет жить в селе, где себестоимость выращенной продукции в два раза дороже, чем в благоприятном хозяйстве. Одни люди бегут от проблем в город. Другие заявляют, что здесь они родились, здесь живут и отсюда отправятся к праотцам… И, естественно, требуют бюджетных дотаций. Проблему когда-то надо было решать. И Президент взял на себя весь груз ответственности, потому что процесс ликвидации депрессивных аулов и сел болезнен для коренного населения.

Мы видим, сколько молодежи уезжает из села, если нет перспектив, если нет работы. Убегают не только в города, но и в более благополучные деревни у реки. Президент поставил задачу, чтобы эти процессы не были стихийными, а регулировались государством. Миграционные потоки надо направлять туда, где есть хорошие земли, где есть производство, где есть рынок. Туда же должны уходить средства, предназначенные для строительства больниц, школ, детских садов, водопроводов, связи. Туда надо направлять наши микро- и жилищные кредиты. И эта благодатная почва взойдет всходами.

- Функции по делам территорий по указанию Президента были переданы вашему министерству. Это впервые в Казахстане?

- Да, впервые. В международной практике такие ведомства по управлению сельскими территориями весьма распространены. Правда, в некоторых странах проблемами сельских территорий занимается министерство внутренних дел. Теперь в министерстве идет процесс формирования специального департамента, который будет изучать состояние сельских территорий, определять критерии, по которым на местах каждый населенный пункт будет изучен на предмет экономической перспективности. Что они представляют на сегодняшний день? Какие села внутри района перспективные, какие нет? Где и какая почвенно-климатическая зона? Где и что можно развивать? В зависимости от этого в дальнейшем будут решаться вопросы развития социальной инфраструктуры сельских населенных пунктов.

- Как будут определяться депрессивные районы?

- Прежде всего, здесь главную роль будут играть экономические критерии. Уже сегодня Агентство по статистике РК предоставило министерству массу данных, которые предстоит проанализировать. Главное - избежать волюнтаризма. Не только один аким будет решать, какому селу жить, а какому кануть в Лету. Комиссия коллегиально с учетом всех параметров будет делать выводы.

- А может это все перепоручить времени, когда произойдет естественный отбор?..

- Конечно, внутренняя миграция идет. Но у нас нет времени ждать. Недавно я проехал по Костанайской, Акмолинской и селам бывшей Тургайской области… Ближе к реке Тургай еще население держится: там вода, там развито скотоводство, как и водилось исстари. Там есть огороды и бахчи, зерновые культуры выращивают… А вот из сел, рожденных искусственно целиной, народ уезжает.

- Урбанизация! Мировая тенденция…

- И не только урбанизация, которой подвержены все индустриальные страны. А чем вы объясните, что люди переезжают из села в село? Сегодня мы преодолеваем наследие прошлого. Люди отторгают искусственную среду обитания и возвращаются к своим истокам. Ведь что получилось. Были распаханы Тургайские степи, и животноводы лишились великолепных пастбищ. Ветровая эрозия сыграла свою роль. И пастбищ нет, и зерновые не растут.

Программа органична и конкретна

- Трехлетняя агропродовольственная программа, утвержденная 5 июня указом Президента, нацелена на решение многих проблем. Она органична и конкретна. Как вы думаете, для такой обширной программы это достаточный срок?

- Это очень хороший срок для того, чтобы выйти на качественно новый уровень развития сельского хозяйства. К тому же в нынешнем году мы ведем обширную подготовительную работу. Законодательно мы решили все проблемы, которые касаются такой отрасли, как ветеринария. Недавно был принят Закон "О ветеринарии". Впереди у нас три крупных региональных совещания, на которые будут приглашены все главные врачи районов. Раньше говорили: если медицина - это здоровье человека, то ветеринария - это здоровье человечества. И это правильно. В законе заложены новые подходы, использован весь опыт мировой практики. Правительство должно привести в порядок систему ветеринарного и фитосанитарного надзора, борьбы с болезнями животных и растений, в корне улучшить работу со стандартами и технологическими нормами, быстро и последовательно приближая их к мировым. Раньше у нас ветеринарный врач совмещал в своем лице функции государства и практикующего врача. Теперь эти функции разграничены.

- Так будет или так уже есть?

- В рамках прежнего указа Президента, имеющего силу закона, "О ветеринарии" эта работа была начата. А теперь после выхода закона данная работа будет усилена уже на более высоком уровне.

- То есть казахстанцы будут есть здоровое мясо?

- Но это уже другой вопрос. По нашей инициативе самым серьезным образом сегодня поднимается в стране вопрос безопасности питания населения, чем и занимаются аналогичные министерства в других странах. В Германии даже есть министерство по безопасности питания.

Если же посмотреть на мировые тенденции развития сельского хозяйства, то в отличие от постсоветских государств везде стоит вопрос не об увеличении производства продуктов, а его качестве. По зерну мы уже сталкиваемся с перепроизводством. Но такое может произойти и с другими видами сельскохозяйственной продукции. Сельхозпроизводители должны обеспечивать казахстанцев качественной продукцией и поставлять на рынки конкурентоспособные продукты.

В Послании Президента было отмечено, что уже и внутренний рынок по целому ряду позиций начинает проигрывать нарастающей экспансии продуктового импорта. Поэтому недавно мы решили провести анализ рынка колбас. На нем масса дешевой и красивой импортной колбасы, которая по качеству и "содержанию" уступает нашей отечественной. Также мы провели анализ молочных продуктов. Оказывается, 60 процентов сливочного масла, а сухого и концентрированного молока до 80 процентов, мы завозим. Тем временем мы полностью обеспечиваем себя сырым молоком и мясом. Но у нас отстает переработка. Она оказалась неконкурентоспособной.

- Почему?

- Хотя бы потому, что казахстанский рынок заполнен дешевой продукцией, которая поступает от наших южных и северных соседей. У южан это происходит за счет того, что дешевле рабочая сила, а у северян - за счет НДС. В связи с этим мы еще раз проанализировали ситуацию и поняли, что сегодня у нас переизбыток зерна, а завтра такое может случиться с мясом и молоком.

Практически во всех государствах в той или иной мере поддерживают перерабатывающую отрасль. И мы не должны стать исключением. Для повышения конкурентоспособности этого сектора начиная с 2003 года намечаем за счет государства удешевить процентные ставки кредитов, получаемых перерабатывающими предприятиями в банках второго уровня, и ввести лизинг перерабатывающего оборудования. На это планируется направить в 2003 году 935 млн. тенге, а в 2005 году довести эти объемы до 2,1 млрд. тенге.

Исключительно важно и то, что наличие в стране крепкого сельскохозяйственного сектора помогло бы основательно поднять и сопутствующие ему отрасли: производство минеральных удобрений, сельхозмашиностроение, легкую и пищевую промышленность, а по технологической цепочке и другие. Это значит, что мультипликативный эффект для экономики страны будет колоссальным.

Также в нашу программу включено решение о создании машинно-тракторных станций и сервис-центров. Планируется, что государственные МТС будут работать с участием частных лиц. Формы сотрудничества самые разные. Но как только МТС заработают в полную силу, государство будет продавать свою долю другим. Самое активное участие в возрождении МТС будет принимать лизинговая компания "Казагрофинанс". Сумма лизинга в этом году - 1,1 миллиарда, в следующем - 2,9 млрд. тенге. А в последующие годы сумма достигнет 6 млрд. тенге.

Кредит - всему голова?

- Какие новшества в кредитовании ожидают наших сельхозтоваропроизводителей?

- Схема кредитования весенних полевых и уборочных работ остается прежняя. А вот сумма, направляемая на это, увеличится от 4 до 7 миллиардов тенге. Как было заявлено в Послании, государство поможет крестьянину в кредитовании, консалтинге, продаже продукции.

Правительство продолжит практику направления значительной части внешних займов на льготных и мягких условиях в сельское хозяйство, особенно по линии международных банков. Предстоит усилить возможности лизинговых центров и опять же сельских кредитных товариществ.

Проект развития сельских кредитных товариществ, реализуемый сегодня через ЗАО "Аграрная кредитная корпорация", мы относим к пилотным. Он осуществляется в 27 районах страны. И, кстати, очень неплохо идет. Лично я сам посетил два сельских кредитных товарищества - "Ордыбасы" и "Сайран", что в Южно-Казахстанской области. Их успехи меня вдохновляют.

- Кредитование села - большая проблема. На селе тем более столько рисков. То дождь, то засуха, а то и просто лень, надежда на авось. С другой стороны, у селян нет залога для получения кредита. Какие здесь работают схемы?

- Очень простые. Сами товаропроизводители - члены сельского кредитного товарищества - определяют, кому давать кредит и сколько. Кстати, в это товарищество входит и государство в лице ЗАО "Аграрно-кредитная корпорация" с 35-процентным участием и полностью осуществляет менеджмент. Здесь действует принцип поручительства. Если одному дается кредит, то за него поручаются двое и не меньше. Поручители обязаны вернуть кредит из своих собственных средств в случае невозврата его основным заемщиком.

- А земля может быть залогом для получения кредита?

- Это тема для особого разговора. Мы же вернемся к сельским кредитным товариществам. Сегодня министерство получает немало писем с предложениями расширить этот опыт. И у него большое будущее.

Следующий вопрос - плодородие земли и производство минеральных удобрений. Здесь тоже наметились существенные сдвиги. Впервые за последние годы сельхозтоваропроизводители закупили 18 тысяч тонн минеральных удобрений. Причем государство на 40 % уменьшило их стоимость. В нынешнем году эта программа расширяется, и уже 40 тысяч тонн попадет на поля страны, причем на тех же условиях - удешевления. В перспективе мы планируем довести объемы удешевляемых минеральных удобрений для сельчан до 200 тысяч тонн.

- А в прежние времена эта цифра равнялась 1 миллиону 400 тоннам. Неужели Казахстан способен "проглотить" столько минерального сырья?

- Для нынешнего уровня интенсификации сельского хозяйства 200 тысяч тонн - это оптимальная цифра. К 2005 году ее предстоит утроить. А пока мы вынуждены заниматься элементарным просвещением и убеждением сельских товаропроизводителей не жить одним днем, не доводить землю до истощения…

Абсолютно новое и сложное для нас дело - это страхование. Раньше государство страховало свои государственные сельхозпредприятия. С распадом последних сошло на нет и государственное страхование. И сегодня в рыночных условиях мы вынуждены создавать новые правила работы для страхования. Если они заработают, то сельское хозяйство страны станет качественно иным.

- Страховой бизнес - выгодное дело. Но где найти чудаков, которые рискнут связаться, извините за просторечие, с нашим сельским хозяйством?

- Сегодня разрабатывается законопроект "Об обязательном страховании в растениеводстве", который предполагает создание эффективной системы страхования затрат в полеводстве. Планируется выделить из республиканского бюджета до одного миллиарда тенге на возмещение 50 % затрат, понесенных сельхозтоваропроизводителями при возникновении страхового случая. При этом остальные 50 % затрат возмещаются страховыми компаниями. Мы очень надеемся, что закон будет принят, а его механизм запущен уже в будущем году.

- Что будет с сельским хозяйством Казахстана после вступления в ВТО?

- Наше министерство - одно из тех, которое активно ведет переговоры по вступлению Казахстана в ВТО. Выгода от этого колоссальная. Нас пугают противники ВТО, что откроем рынок, а нас придут и… задавят. Это вовсе не так. Впереди очень сложные переговорные процессы. Мы защищаем свои позиции, учимся активно продвигать свою продукцию. И многое уже получается. Несмотря на то, что урожай зерна оказался выше плановых, и не только в Казахстане, мы смогли продать в нынешнем году на 400 тысяч тонн больше прошлогоднего. Увеличилась и география продаж с 19 до 27 стран.

Нурсултан Абишевич, выступая с Посланием, дал четко понять, что поддержка аула (села) не должна и не будет заключаться в повальном государственном субсидировании и безвозвратном финансировании всего и вся. Мы не можем и не будем возрождать былую практику иждивенчества и государственного патернализма. Именно так министерство и строит свою работу. Но порою трудно бывает преодолеть барьеры и сложившийся менталитет.

Мы создали информационно-маркетинговую систему в 36 районах страны. Министерство имеет сайт в Интернете. За счет бюджетных средств планируется компьютеризация и охват информационно-маркетинговой системой все 160 районов. Наши усилия по восстановлению научного и информационного обеспечения глубинки - мы очень в это верим - обернутся пользой для страны.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Мир… прогнется под нас" 29.07.2002
Сельское хозяйство: иерархия приоритетов 29.07.2002
У первого канала открылось второе дыхание 26.07.2002
КНБ Казахстана 10 лет 25.07.2002
Интеграция по-генеральски 24.07.2002
Сын атаке 23.07.2002
Живой классик 18.07.2002
Белые и пушистые 17.07.2002
Мухтар Алтынбаев: о небе и земле. И о себе, любимом 07.07.2002
Касымжомарт Токаев и его "киндер-сюрпризы" (возвращаясь к недосказанному) 05.07.2002

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
20.08.17 Воскресенье
80. КАРАМАНОВ Узакбай
79. АБИЛЬГАЗИН Карим
73. АЛИГУЖИНОВ Сеpик
73. МЕДЕУОВ Есенгельды
71. ЕДРЕСОВ Каирлы
70. ШАЙМАНОВ Багдат
66. ЛИ Валерий
66. САТКАЛИЕВ Молдагали
65. АИПОВ Курмангалий
65. ШЕР Раиса
64. МУМИНОВ Талгат
63. БАЙМУРАТОВА Алтын
61. БОЛЫСБЕКОВ Марат
61. ФЕДОТОВ Виктор
60. КАСЫМЖАНОВ Темирбек
...>>>
21.08.17 Понедельник
80. КАДЫРЖАНОВ Еркин
75. ДРИЛЛЕР Христиан
71. КАЗАКОВ Александр
71. НУРГАЗИНОВ Жакуп
70. ЖЕНСЫКБАЕВ Александр
69. КУАНДЫКОВ Балтабек
66. ДОСТИЯРОВ Абай
64. ИМАНГАЛИЕВ Асхат
64. КУШЕРБАЙ Айтбай
63. ХУСАИНОВ Булат
59. КАРИКБОЛОВ Бекжан
54. АЛЬЗАКОВ Ерзат
53. БЕЙСЕМБАЕВ Даурен
53. КАЗЫХАНОВ Ержан
49. ЖАЗЫКБАЕВ Бакытхан
...>>>
22.08.17 Вторник
96. КАЛИКОВ Аманжол
71. БАКЕНОВ Халель
70. НУРГАЛИЕВ Турар
69. АСАУБАЕВ Канат
69. БАЙГАРИН Бекбулат
69. МЫРЗАЛИЕВ Болат
64. МАШКЕНОВ Мурат
62. АМАНГЕЛДИ Аширбек
62. ДОНБАЕВ Калдыбек
61. СЕЙФУЛЛИН Амандык
60. ДОНСЕБАЕВ Калмухамет
60. ПЯ Юрий
59. ДЖЕРЕМБАЕВА Найля
59. КУЖИЕВ Болат
58. АЮБАЕВ Мухтар
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050