NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2017)
Какая страна самая дружественная Казахстану?








Поиск  
Воскресенье 17.12.2017 11:57 ast
08:57 msk

Законы у нас хорошие. С народом повезло меньше
Игорь Рогов: "Карательные методы - не самоцель, а средство защиты прав наших граждан"
15.04.2002 / интервью

Источник: "Экспресс-К", 13 апреля

- Активно, как вы говорите, "строиться" вполне естественно не только для правоохранительных структур. Согласно Конституции, основные направления внутренней и внешней политики определяет глава государства. Мало кто при этом заметил, что выступление президента не было очередным "разбором полетов" с наказанием виновных. В нем определены концептуально новые подходы к решению задачи борьбы с преступностью.

- Не могу с вами согласиться. Введение моратория на смертную казнь уж точно было замечено.

- Событие действительно историческое. Даже самые принципиальные противники смертной казни предполагали, что в нашей стране ее отмена произойдет нескоро. Даже не в этом десятилетии. И вдруг президент делает такое заявление!

- Когда мораторий будет введен в действие? Когда будет отменена смертная казнь?

- Полагаю, нужно время. Есть такие преступления, для которых никакой срок лишения свободы не может быть признан альтернативным по отношению к смертной казни. Во всем мире альтернативным признано только пожизненное заключение. Поэтому сейчас надо создать законодательную, материально-техническую базу, для того чтобы ввести пожизненное лишение свободы. Без этого отмена смертной казни невозможна.

- Сколько времени для этого понадобится?

- Для того чтобы написать законопроект, много времени не надо. Это можно сделать за два-три дня. В принципе, это несложно. Другое дело - подготовка материальной базы. В бюджет должны быть заложены деньги на строительство, на переоборудование мест лишения свободы в специальные колонии. Сделать это можно, видимо, не ранее следующего года.

- Что же, по-вашему, упустили средства массовой информации, рассказывая о встрече президента с руководителями силовых структур?

- Самое главное. Президент не только подверг резкой критике ряд правоохранительных структур (это осветили все СМИ), но и указал на то, что правоохранительные органы не должны быть лишь инструментом карательной политики, инструментом наказания. Карательные методы - не самоцель, а средство защиты прав наших граждан, интересов общества и государства. Средства не должны заслонять конечную цель. Мы на конституционном уровне провозгласили, что высшими ценностями в Казахстане являются человек, его жизнь, права и свободы. Защита законопослушных граждан, их прав, свобод и законных интересов - приоритетная задача правоохранительных органов. Именно на это обратил внимание президент. На то, что правоохранительные органы в своих действиях должны быть воплощением законности.

- Разве об этом не говорилось раньше? Что здесь нового? Скептики скажут, что это - очередная декларация. И разве они не будут правы?

- Одно дело - говорить, другое - претворять. Глава государства подтвердил неизменность курса на дальнейшую гуманизацию уголовной политики, указав правоохранительным органам на необходимость в первую очередь добиваться неотвратимости наказания, а не его жестокости. Президент говорил, что если можно восстановить право не наказывая, то не нужно наказывать. Если можно добиться этого менее суровыми наказаниями, то нужно применять меньшие сроки, то есть одним из главных принципов уголовной политики должен стать принцип экономии уголовных репрессий. В развитие этих положений подготовлен и направлен в парламент законопроект, предусматривающий гуманизацию карательной практики. Глава государства объявил этот законопроект приоритетным.

- Вы считаете, что можно эффективно бороться с преступностью, "экономя" при этом на наказаниях?

- Борьба с преступностью у нас главным образом сводилась к мерам полицейского характера. Президент же потребовал системного подхода к ее предупреждению. Как к предупреждению экономической преступности, так и к преступности в целом.

В частности, речь должна пойти о производстве так называемой криминологической экспертизы. Нельзя отрывать социально-экономические проблемы от криминологических. При принятии любого экономически и социально значимого решения обязательно необходимо просчитывать его криминальные последствия.

- Что-то я плохо понимаю. Расскажите подробнее, о чем идет речь.

- Допустим, принимается закон или любой акт правительства, центрального исполнительного органа или акима. Сразу просчитываются возможные криминогенные последствия. Какими способами здесь могут воровать, укрывать налоги и пр.?

В принципе, любой нормативный акт в сфере экономики может быть криминогенным. Всегда найдутся люди, которые воспользуются своими преимуществами, чтобы набить карман, обмануть своих учредителей, вкладчиков, налоговые органы, наконец. Речь идет не о том, чтобы не допускать каких-либо новых рыночных отношений, а о том, чтобы предугадывать возможные криминальные последствия и предупреждать их.

Мы должны предугадать, как будут воровать. Строить систему защитных мероприятий, либо в самом законе, либо в подзаконных актах, продумывать систему предупреждения. Это носит комплексный характер, здесь все взаимосвязано, взаимозависимо.

В Соединенных Штатах даже на территориальном уровне есть специалисты, которые предлагают варианты сокращения преступности. Такая элементарная вещь: дополнительное освещение переулков, подъездов - значительно снижается уровень насильственной преступности. На фирмах они рассматривают возможные варианты хищения продукции и предлагают руководству систему льгот, поощрений для работников, чтобы человек не был заинтересован в хищениях, чтобы цель - нажива - не оправдывала риск. Создание такого мотивационного механизма, чтобы человек склонялся к законопослушному поведению не только из нравственных соображений.

Возьмите налоги. Доказано, что как только уровень налогов превышает 35-40%, вероятность криминального поведения становится почти стопроцентной. Потому что любому, чья работа связана с предпринимательством, это невыгодно. Но как только налоговый "порог" снижается, есть возможность не рисковать, предприниматели становятся законопослушнее. Но это при условии, что вероятность раскрытия налогового правонарушения достаточно велика, т.е. налоговые структуры работают эффективно.

Конечно, было бы идеальным, если бы люди не совершали преступления исходя исключительно из своих нравственных принципов. Полагаю, что таких людей большинство. Но есть и, скажем, "неустойчивые" граждане. Вот для таких и нужна стимуляция правомерного поведения. Экономический стимул к такому поведению при наличии жесткого реагирования государства на нарушения закона - две важные составляющие профилактики преступности.

Это и есть та самая неотвратимость наказания, о которой мы так часто говорим. Если уровень раскрываемости нарушений составляет хотя бы 70-80%, нарушать закон становится невыгодно.

Задача криминологов и всей правоохранительной системы, повторяю, стимулировать законопослушное поведение. Президент поставил эту задачу и перед правительством. С этой целью создан Совет по правовой политике. Необходимо совместить чисто правоохранительные мероприятия с социально-экономическим развитием страны.

- Наука целая… Мы же привыкли по старинке - "кадры решают все".

- Это тоже немаловажно. Президент указал на необходимость формирования правильной кадровой политики.

- Любая правильная кадровая политика может разбиться о реалии. Возьмите судей. Чем порой оборачивается их полная независимость? Откровенным хамством к людям…

- Что касается судей, то президент дал поручение разработать такой правовой механизм, который бы не воздействовал на принятие судьями решений, но в то же время сделал бы судей более восприимчивыми к тем последствиям, которые возникают при принятии ими незаконных решений. Ведь судьи сегодня настолько независимы, что некоторые из них считают себя независимыми и от закона. Мы сейчас будем думать о том, как преодолеть сложившуюся определенную корпоративность судейского сообщества.

- Может, все проще? Все сводится к финансовому вопросу? Может, для того чтобы заинтересовать тех же судей, вообще госчиновников, чтобы они не брали взятки, нужно им хорошо платить?

- Денег, сколько бы их ни было, все равно не хватит. Их много, как говорится, не бывает. С другой стороны, уровень оплаты, не соответствующий статусу того или иного должностного лица, является дополнительным фактором, способствующим коррупции. Важно найти соотношение, о котором мы уже говорили: жесткость кнута и сладость пряника. Чтобы человек получал такую заработную плату, которая представляла бы для него ценность. Чтобы ему хватало на жизнь и на то, чтобы чувствовать уважение к себе и соответствовать тому социальному статусу, который определен его должностью. Но чтобы он боялся потерять это все, государство должно жестко карать за коррупцию. Повторяю, необходима комплексность решения проблемы: и стимул, и кара.

- Вы думаете, что все, о чем вы здесь говорили, скоро станет реальностью?

- Можно быть скептиком и говорить, что ничего не получится, что идеями сыт не будешь. Но все зависит от того, каковы эти идеи и кто и как их воплощает в жизнь... Идея же, помните по Марксу, когда овладевает массами, становится материальной силой.

Виктория ХМЕЛЕВСКАЯ. Астана


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Судьба резидента 29.04.2002
Ильхам Алиев: "У нас все получится" 26.04.2002
Из тени в свет переползая… 22.04.2002
Нас, талантов, очень и очень мало… 19.04.2002
Зейнулла Госдоходный: "Я девушкам отказывать не могу" 15.04.2002
Судный день Кайрата Мами 15.04.2002
Законы у нас хорошие. С народом повезло меньше 15.04.2002
Жаугашты Набиев - "человек из Истории" 05.04.2002
Об одной новой традиции 01.04.2002
Дарига Назарбаева - "Восток и Запад глазами женщины" 27.02.2002

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
17.12.17 Воскресенье
86. ЭНГОЛИ Виталий
76. ШАРДАРБЕКОВ Шарипбек
72. АМЕРХАНОВА Жибек
68. САПАНОВ Серик
64. ОТАРОВ Кадырхан
63. ЗАКИРЬЯНОВ Кайрат
59. БЕКТАСОВ Абен
57. БУГАЕВ Виктор
55. АУБАКИРОВ Дуйсенбек
54. ТАЙШАНОВ Талгат
52. АХАНЗАРИПОВ Нурлан
51. АГИМБАЕВ Еркебулан
51. СТАМБЕКОВ Ерлан
48. КУЛЬМУРЗАЕВА Гульзия
42. ЙОВОВИЧ Мила
...>>>
18.12.17 Понедельник
73. АБДЫКАРИМОВ Оралбай
70. СЫДЫК Ардак
66. ТАКЕНОВ Адиль
65. ЕСИМХАНОВ Куат
64. ИБРАЕВ Адил
64. МЕРЧЕНКО Александр
62. БАЙГУТОВ Дуйсенгали
59. САЙДУАКАСОВ Мурат
56. ПУСТОБАЕВ Сергей
55. АХМЕТОВ Жарас
49. ЖДАНОВА Наталья
49. ИДРИСОВ Таир
48. НИЕТБАЕВ Нурлан
46. ЖАКАТАЕВ Еркен
45. СМАИЛОВ Алихан
...>>>
19.12.17 Вторник
94. ЛОВЯГИН Николай
72. ШОКАЕВ Ерболат
71. ТЕМЕРБЕКОВ Сабиp
68. РАДЖИБАЕВ Мурат
67. ДОСЖАНОВ Романкул
62. МИРЬЯКУПОВ Едиль
60. ШАХМАНОВ Серик
59. САДЫКАНОВ Батырбек
59. ШАКАБАЕВА Шолпан
58. АЛДИЯРОВ Касымбек
57. ТРЕПАВЛОВ Вадим
56. ЖАРМУХАМБЕТОВА Сара
55. ЖУЛБАРИСОВ Жанбулат
55. ПШЕМБАЕВ Мереке
54. БИЛИМБАЕВ Асылбек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050