NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 03:49 ast
01:49 msk

"Умный-то он умный, но ум у него - дурацкий" (И.Крылов)
Лидер "Белопутьцев" А.Байменов: "Правительство - это не государство; государство - не котлета; я - не я, но шапки (обе) - мои..."
22.02.2002 / интервью

ДРУГОГО ПУТИ У НАС НЕТ
Извечные вопросы - кто виноват и что делать? - всегда волнуют человечество. Каждая партия предлагает свое решение этих проблем.
О позиции Демократической партии Казахстана "Ак жол" - сопредседатель оргкомитета партии Алихан Байменов.

- В каждом человеке неистребимо естественное желание жить лучше, и это заставляет его задаваться вопросами. Например, почему увеличение национального дохода не приводит к сокращению разрыва между бедными и богатыми? Как сделать так, чтобы жизнь стала лучше? Ответы на эти вопросы нельзя найти в одиночку. Партия - это объединение людей, у которых есть одинаковое понимание того, что нужно делать, чтобы всем лучше жилось, и которые обращаются к народу за поддержкой своих идей, для их реализации через своих депутатов. По моему мнению, для нормальной работы парламента нужно, чтобы нижняя палата этой ветви власти состояла из 110-120 депутатов, половина из которых была бы депутатами от партий.

- И законы заработают в интересах народа? Так просто?

- Проблема в том, что законы, даже хорошие, попросту не работают, а у парламента недостаточно полномочий, чтобы контролировать правительство, исполняющее законы.

Второй причиной является слабость одного из базовых законов - закона об административных процедурах. Это закон, который должен регулировать принципы взаимоотношений гражданина и государства. Государство - это не абстрактное понятие. Государство - это акиматы, министерства, паспортный стол, суд, инспектор дорожной полиции. А у нас на сегодняшний день не только граждане не знают своих прав, но и многие госорганы плохо себе представляют свои обязанности перед гражданином. Должен быть закон, в котором было бы написано, что госорган обязан иметь четкие процедуры, доступные народу, а госслужащие будут наказаны в случае несоблюдения этих процедур. Не зря говорят, что демократия - это процедуры. И третье. Мы за десять лет приняли сотни законов. Даже высококвалифицированному юристу очень сложно уследить за всеми изменениями. В этой ситуации государству нельзя уподобляться автоинспектору, который, спрятавшись в кустах, только и ждет, чтобы кто-то нарушил правила. Нормальный гаишник должен стоять на виду, чтобы предотвращать нарушения и объяснять правила.

- Почему появился "Ак жол"?

- Среди организаторов "Ак жола" - люди, доказавшие свою состоятельность и способность быть успешными. Но наше личное благополучие сегодня не имеет никакого значения, поскольку большая часть народа живет плохо. Так дальше жить нельзя. Потому что в пропасть между богатыми и бедными может провалиться все государство. У нас нет другой Родины, чтобы позволять себе спокойно наблюдать за этим.

Закономерна реакция на появление ДПК "Ак жол". С одной стороны, обвинение в радикализме, звучащее со стороны таких партий, как "Отан" и "Гражданская". С другой стороны, такое же негативное отношение, но уже со стороны тех, кто в течение ряда лет считал, что право произносить слово "демократия" принадлежит монопольно только им.

Одни говорят: все хорошо, ничего не нужно менять. Другие, наоборот, считают: все плохо, и путь только один - войти в клинч. С одними у нас разногласия в понимании того, в каком государстве человеку будет жить лучше. Какое государство нужно считать сильным? То государство, которое имеет силу и мощь, чтобы подавлять инициативу своего гражданина, либо то государство, которое позволяет раскрыться потенциалу своего гражданина. Мы считаем, что изменения нужны не ради самих изменений, а для того, чтобы государство служило народу и было сильно в этом. По нашему убеждению, силой государства должна стать его тесная связь с каждым гражданином в отдельности. Когда любой гражданин на своем уровне сможет воздействовать на власть и в итоге сможет реально менять свою жизнь. Сегодня это невозможно, потому что гражданин не чувствует, что он может повлиять на ситуацию, потому что аким ему неподотчетен, потому что маслихат бесправен, потому что суды, вместо того чтобы его защищать, защищают тех, кто больше заплатит. Так вот, если человек в родном городе не может ни на что повлиять, то, извините, ему становится безразлично, где жить. Что в Алматы, что в Нью-Йорке, что в Бонне.

- Вы считаете, что акимов нужно выбирать?

- В городах и селах местную исполнительную власть должно избирать население. Местные исполнительные органы района или области необходимо избирать маслихатам. Они же должны контролировать, как расходуется бюджет. Расходы бюджета должны идти по приоритетам. Первый приоритет - обеспечение конституционных прав граждан. Это бесплатная гарантированная медицинская помощь, бесплатное образование и т.д. Пока эти нормы не обеспечены, аким не должен иметь права покупать себе машины, платить себе зарплату и т.д.

Вы вообще задумывались о том, зачем нам в стране нужны номера АV, КZ? Я не понимаю, зачем они нужны. Например, по дороге на Чимбулак построено несколько кордонов, наверное, с благими намерениями. Номера АV или KZ проезжают беспрепятственно, остальные, с частными номерами, стоят. По законам нашей страны существует круг охраняемых лиц, у которых и должны быть специальные номера. Ни министры, ни акимы в этот круг не входят. Министр едет с работы домой и обратно, зачем ему спецномер? Почему аким должен иметь номер 001? Вот с этих символов все и начинается. В этом и есть та старая наша логика, когда первый человек в городе - первый секретарь. Потом в его сознании откладывается, что он над людьми, во всем первый. Необходимо понимать, что аким, как и любой служащий, - это работник, нанятый народом для его обслуживания, а не для управления им.

- Это приведет к тому, что надо менять Конституцию...

- Конституция - не тот документ, который нужно менять часто. Я думаю, многие и на Западе не знают своей конституции, но раздел "Права и обязанности гражданина" написан настолько четко, что ни один госорган, ни один чиновник не может их безнаказанно нарушать. Я считаю, что посягательство на конституционные права со стороны государственных органов или должностных лиц должно караться самым суровым образом. В этой связи, я думаю, насколько было конституционным заявление Токаева по поводу создания "Демвыбора". Ведь Конституция провозгласила права граждан на создание общественного объединения.

Первые шаги можно сделать, не меняя Конституции. Но не нужно бояться изменений Конституции. Если в результате этих перемен люди будут лучше жить, чувствовать себя настоящими гражданами страны, если это ведет к государству во имя народа - нужно изменять.

- А какова роль СМИ во всем этом? Ваше мнение?

- У нас идет подмена понятий "государственное" и "правительственное". Правительство - это не государство! Правительство в лице Мининформа или еще кого-нибудь должно помогать СМИ решать проблемы, а не управлять ими. Правительство, если оно хочет проводить в жизнь свою линию, должно наравне с партиями доказывать людям свою правоту, в том числе и в государственных СМИ. Потому что госСМИ содержатся на деньги налогоплательщиков, в том числе и оппозиционеров, которые также платят налоги. Народ содержит эти СМИ для того, чтобы иметь объективную информацию о событиях в стране. А партии должны иметь право представлять политические взгляды этих СМИ, чтобы народ был им судьей. В государственных СМИ должны быть советы, куда входят депутаты, партии и известные люди, они должны и назначать управленцев, осуществлять общую линию газеты. А все СМИ должны иметь доступ к информации, особенно о деятельности госорганов.

- Но она у нас, как известно, не всегда доступна...

- К сожалению, вот пример. Прошел суд над бывшим премьером. Заседание суда по сотому постановлению (постановление правительства, по которому ряд предприятий получил значительные льготы. - Ред.) было закрытым из-за того, что это постановление было секретным. Какой секрет от народа может быть в части освобождения от налога отдельных фирм? Народ через своего законодателя - парламент - установил, что на такой-то процент от налогов должны содержаться школы, больницы и т.д. Значит, в сфере налогообложения не могут быть закрытые от народа решения. Нужно было сначала признать незаконным секретный характер принятого постановления, а затем публично продолжить процесс.

- Вы верите в то, что "Ак жол" сможет реализовать свои планы?

- Уверен, что да. Наша партия предложит свою программу действий, убедит общество в необходимости реформ, будет добиваться на выборах большинства мест в парламенте, в местных органах власти и проведет жизненно важные реформы в жизнь. Если мы хотим и дальше развиваться - другого пути нет. Только страна, опирающаяся на созидательный потенциал своего народа, может быть процветающей. Наш народ должен жить лучше.

Марат Асипов
Время


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Дарига Назарбаева - "Восток и Запад глазами женщины" 27.02.2002
Тропой полу-распада 24.02.2002
"Умный-то он умный, но ум у него - дурацкий" (И.Крылов) 22.02.2002
К визиту Путина в РК готовсь 21.02.2002
Первое интервью. Говорю вам как Женщина, как Мать, как Бабушка 15.02.2002
А.Сарсенбаев - Куда послали туда и Посол 07.02.2002
А.Шабдарбаев - "Первоначально нас было всего 40 человек..." 06.02.2002
Министр Доходов Какимжанов - сенсационное признание 31.01.2002
Зеркало для Премьера или О чем поведало кольцо? 29.01.2002
Нефтяной барон Кулибаев - весь в розовом 01.01.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz