NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 23.04.2024 15:11 ast
13:11 msk

Первое интервью. Говорю вам как Женщина, как Мать, как Бабушка
Министр труда и соцзащиты Казахстана Гульжан Карагусова: Ваш кошелек - это не ваш кошелек, и даже не мой кошелек, это - их кошелек. Мой "взлет" состоялся благодаря Его Величеству... Президенту страны...
15.02.2002 / интервью

Гульжана КАРАГУСОВА:
"КОШЕЛЕК У НАС ОБЩИЙ, И ОН НА ВСЕХ - ОДИН"

Первые четыре дня работы на новом посту министр труда и социальной защиты Гульжана Карагусова, по ее признанию, "была просто в шоке". Возвращаясь домой, с отчаянием говорила родным: "Я никогда в этом не разберусь…". Но сейчас, спустя два месяца, уже вникнув в дела, она достаточно уверенно чувствует себя в министерском кресле. По крайней мере, "табу" на общение с прессой сняла. Наша газета стала первой, с кем министр труда поделилась своими государственными заботами.

- Гульжана Джанпеисовна, всех нас интересует вопрос, будет ли политика министра труда и социальной защиты Карагусовой отличаться от политики экс-министра Байменова? Ждать ли резких "поворотов"?

- По моему мнению, революций и сильных потрясений в сфере социальной защиты населения не должно быть. Потому что любая реформа коснется судеб миллионов казахстанцев. Самое разумное в настоящее время - это совершенствование достигнутой рыночной модели социальной защиты населения, имеющейся в Казахстане.

Что касается политики, то, наверное, политика нового главы министерства не должна отличаться от политики предыдущего министра. Ведь она прежде всего всегда ассоциируется с политикой, проводимой главой государства. Но вот стиль работы у меня может быть несколько другой…

Свою задачу я вижу в том, чтобы министерство не подлаживалось под министра. Даже при отсутствии первого руководителя на рабочем месте оно должно работать четко и слаженно. Гражданин страны должен быть уверен в том, что получит свою пенсию или социальные выплаты, даже если все правительство сменилось.

- Вы уже определились с приоритетами в работе?

- Можно сказать однозначно, что в сфере социальной защиты населения не должно быть приоритетных направлений. Мы должны в равной степени развивать все стороны, касающиеся деятельности нашего министерства. Невозможно, сделав акцент на выплате пенсий и пособий, отложить на потом сферу трудовых отношений или вопросы социального партнерства. Конечно, важно, чтобы каждый пенсионер или получатель пособий вовремя получал свои выплаты. Мы за этим следим. Эта работа у нас четко налажена, пенсии и иные социальные пособия казахстанцы получают вовремя, согласно составленному графику, ежемесячно и в полном объеме. Срывов и авралов, слава богу, нет. Правда, в начале нового года депутаты стали спрашивать, где обещанное повышение пенсии и почему Минтруд не разъясняет, как она будет начисляться согласно новым правилам? Просто некоторые из них были не в курсе, что в январе пенсионеры получают за декабрь, за предыдущий месяц. А повышенные новые пенсии, соответственно, получают в феврале, как положено по графику.

- Раз речь зашла о повышении пенсий и пособий, то можете ли вы ответить, когда будут повышены зарплаты работников бюджетных организаций?

- Одним из важных направлений в деятельности министерства как раз таки является реализация государственной политики в области оплаты труда. На конец 2001 года среднемесячная номинальная зарплата одного работника превысила 17 тысяч тенге. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года она возросла более чем на 20%, реальная - более чем на 11%. Однако надо признать, что в оплате труда сохраняются значительные отраслевые и региональные различия. Это зависит от многих факторов, в нефтяных областях зарплата, соответственно, выше, чем в сельскохозяйственных, и т.д. К вашему сведению, правительством в новом году принято постановление "О системе оплаты труда работников государственных учреждений, не являющихся государственными служащими". Главная задача состоит в том, чтобы установить для работников государственных учреждений, не являющихся госслужащими, такую систему оплаты, которая была бы аналогична системе оплаты труда государственных служащих.

При этом мы должны помнить о том, что пока в нашей стране исходя из сложившейся ситуации зарплата не может быть сразу повышена намного. Зарплаты, как и пенсии и другие выплаты, будут повышаться постепенно, по мере улучшения экономической ситуации в стране. Требуя от государства повышения пенсий и пособий, заработных плат, мы не должны забывать, что это - наши с вами деньги. Да, можно их все "кинуть" на социальную защиту и сделать большие пенсии и высокие зарплаты. Но тогда нам придется экономить на другом, у нас не будет возможности строить дороги, развивать производство и укреплять обороноспособность страны. Кошелек-то у нас общий, и он на всех - один.

- Кстати, о кошельках. Судя по последним выступлениям рабочих, занятых на строительных объектах Астаны, работодатели не спешат вовремя выдавать им заработанные деньги. Может, в этом есть и вина министерства?

- В плане работы министерства на текущий год стоит и внесение изменений и дополнений в действующий закон "О труде". Это очень важная работа. За три года его функционирования выявлено значительное количество противоречий. Жизнь ушла вперед, и теперь закон надо адаптировать к сложившейся ситуации в обществе. Такие же дополнения требуется внести и в закон "Об охране труда".

Раз уж речь зашла о правовой основе трудовых отношений, хочу через вашу газету посоветовать всем работающим казахстанцам: если вы являетесь работниками любой сферы и отношение вашего работодателя к вам не устраивает вас, то вы всегда можете обратиться к государственным инспекторам по труду. Госинспекции по труду действуют при наших департаментах труда и социальной защиты населения во всех областных центрах и городах Астане и Алматы.

Если работодатель не выплачивает вовремя зарплату или же есть другие нарушения трудового законодательства, то любому работнику достаточно прийти с заявлением в департаменты нашего министерства. На основе этого заявления наш инспектор по труду с санкции прокурора имеет право проверить то или иное предприятие или организацию. При выявлении нарушений госинспектор имеет право наложить штраф или привлечь к административной ответственности, вплоть до привлечения к судебному разбирательству.

Сегодня в республике работают 324 государственных инспектора труда. Конечно, их мало. Но те, кто знает о существовании госинспекции труда, уже не раз обращались к ним за помощью. Активно с нами сотрудничают профсоюзы, призванные защищать права работников. Так, в 2001 году госинспектора проверили более 13 тысяч организаций различных форм собственности и выявили почти 11 тысяч нарушений трудового законодательства. Беда в том, что подобные нарушения, как правило, заканчиваются производственным травматизмом. 307 случаев закончилось смертью работников. Так что это не вина министерства. Проблема - в правовой неграмотности наших граждан. Мы обратились в Министерство образования и науки и сейчас разрабатываем проект, чтобы со временем ввести в учебную программу на уровне 9-11 классов основы трудового права.

- Что делает государство, чтобы люди не выходили на забастовку?

- Государство применяет такой механизм - институт социального партнерства. В Казахстане работает республиканская трехсторонняя комиссия (РТК) по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений. В конце февраля - начале марта будет подписано седьмое Генеральное соглашение между участниками РТК - правительством, работодателями и профсоюзами. Должна заметить, профсоюзы показали себя очень организованной стороной и активно используют преимущества трипартизма. Республиканские объединения работодателей в отличие от них пока находятся в стадии ассоциирования. Но думаю, со временем и они станут мощной организацией. Среди активных участников РТК уже есть авторитетные организации работодателей, такие, как Евразийская промышленная ассоциация, Конфедерация работодателей и т.д.

- На рассмотрении в парламенте находится законопроект "О социальном страховании". Почему вы считаете, что предложенная трехступенчатая социальная защита наиболее приемлема для Казахстана?

- Эта система наиболее устойчивая. А идеальной модели социальной защиты вообще нигде в мире нет. Вот, к примеру, в Швеции и Голландии создали очень сильную модель социальной защиты, но она стала работать наоборот. Она стала антистимулом к труду. Потому что выгоднее стало сидеть на социальной дотации государства и не работать вообще. Вот вам маленький пример. В Голландии можно за семь лет до пенсии уйти на минимальный заработок. И что произошло? 80 процентов мужчин это и сделали. А женщины там при возрасте выхода на пенсию в 65 лет работают до 70-75.

Социальная защита должна быть стимулом к тому, чтобы человек активно участвовал в строительстве своего государства, то есть трудился. Нас сейчас настораживает огромное количество самозанятых, которые не платят налоги и не делают отчисления в пенсионные фонды. Но они ведь тоже граждане нашей страны и по праву должны претендовать на пенсию по возрасту. Но, с другой стороны, получается, что они будут реализовывать свое право на пенсию за счет других налогоплательщиков. Это ведь социальная несправедливость?!

- В парламенте также находится проект о внесении изменений в закон о пенсионном обеспечении…

- Одной из его целевых задач является обеспечение большей устойчивости и транспарентности пенсионной накопительной системы и большая защита прав вкладчиков. Еще раз подчеркну - прямых гарантий за накопительную часть государство не может и не должно нести. Если мы возьмем гарантию за частный накопительный фонд, то таким образом мы позволим пенсионным фондам творить все что угодно: разориться или даже скрыться с этими деньгами. Поэтому мы говорим, что государство должно только косвенно нести ответственность через жесткое регулирование и контроль за деятельностью накопительных пенсионных фондов. А именно - способствуя созданию системы коллективного страхования пенсионных накоплений, повышая ответственность пенсионных фондов не только за сохранность отчислений, но и за инвестиционный доход. Сделать так, чтобы надзорный регулирующий орган, то есть Нацбанк, не ставил бы население перед фактом, что данный пенсионный фонд разорился. Раз он регулирующий орган и видит, что там что-то неблагополучно, он должен заранее проинформировать вкладчиков, что, возможно, им лучше перейти в другой фонд.

- Вы были готовы к работе в таком "проблемном" министерстве или что-то все-таки удивило?

- Удивил меня огромный объем работы. Я знала, что он очень большой, но что при этом каждый его участок так взрывоопасен, я не предполагала. Глядя со стороны, я думала, что основное - это выплата пенсий и пособий, а вот проблемы занятости, борьба с безработицей, выдача лицензий на привлечение рабочей силы - это все как бы попутные функции. Но чем глубже начинаю вникать в свою работу, тем яснее понимаю, что это не так. В любой момент что-то может "взорваться" и отразиться самым негативным образом на состоянии общества. То есть разделить работу - это я сейчас отслежу, а остальное завтра, послезавтра - нельзя. Все участки такие, что требуют ежедневного мониторинга, внимания и реакции.

- После напряженного рабочего дня, наверное, не остается времени и сил ни на что. Члены вашей семьи не обижаются на недостаток внимания?

- Я мать троих детей и бабушка троих внуков. Два старших сына уже создали свои семьи, а дочь в прошлом году закончила школу. Так что все в нашей семье, в принципе, состоявшиеся и занятые люди. Дома мне также приходится немножко быть министром, потому что вопросы пенсионного обеспечения в нашей семье будирует моя мама. Приходится ей объяснять, почему государство не может платить им большие пенсии…

- И напоследок, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в политику? Можно ли назвать вас карьеристкой, методично, по кирпичикам выстраивавшей свою карьеру и имидж?

- О большой карьере, сразу скажу, и не мечтала. Так сложилась жизнь. Я просто всегда была вынуждена работать на нескольких работах, чтобы обеспечить свою семью. Поэтому, естественно, приходилось больше общаться, быть на виду. Так что мой "политический взлет", можно сказать, скорее всего, состоялся благодаря Его Величеству Случаю и президенту страны.

Наталья БАЙГОЖИНА,
Астана
Экспресс К


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Дарига Назарбаева - "Восток и Запад глазами женщины" 27.02.2002
Тропой полу-распада 24.02.2002
"Умный-то он умный, но ум у него - дурацкий" (И.Крылов) 22.02.2002
К визиту Путина в РК готовсь 21.02.2002
Первое интервью. Говорю вам как Женщина, как Мать, как Бабушка 15.02.2002
А.Сарсенбаев - Куда послали туда и Посол 07.02.2002
А.Шабдарбаев - "Первоначально нас было всего 40 человек..." 06.02.2002
Министр Доходов Какимжанов - сенсационное признание 31.01.2002
Зеркало для Премьера или О чем поведало кольцо? 29.01.2002
Нефтяной барон Кулибаев - весь в розовом 01.01.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.04.24 Вторник
88. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
66. БАЛЖАНОВ Аскар
65. ИРСАЛИЕВ Серик
64. УМУРЗАКОВ Берик
63. АЛИАСКАРОВ Турысбек
63. НУРМАГАНБЕТОВ Дулат
62. СМАГУЛОВ Мейрам
61. БАБАЕВ Ислам
60. АРИПБАЕВ Нурлан
58. КЕСЕБАЕВА Балаим
58. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
53. КАРИМБАЕВ Даулет
52. БЕГИМБЕТОВ Ергали
41. МАХАЕВ Дастан
40. САДЫКОВ Рамазан
...>>>
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz