NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 10:28 ast
08:28 msk

Нефтяной барон Кулибаев - весь в розовом
О нефте, газе, себе-любимом и перспективах отрасли. "Я знаю - город будет, я верю - саду цвесть. Пока такие люди. В стране казахской есть".
01.01.2002 / интервью

Глава холдинга "Транспорт Нефти и Газа" Тимур Кулибаев:
На ближайшие годы доступ к экспортным маршрутам обеспечен

На прошлой неделе генеральный директор национальной компании "Транспорт Нефти и Газа" Тимур КУЛИБАЕВ встретился с отечественными и зарубежными журналистами, чтобы рассказать об итогах работы холдинга в 2001 году и планах на будущее. (Заметим, что это был первый для Т. Кулибаева опыт непосредственного общения со средствами массовой информации.) Предлагаем вашему вниманию выдержки из почти часовой пресс-конференции.

— Расскажите о целях создания холдинга, которым вы руководите.

— Национальная компания "Транспорт Нефти и Газа" создана в мае этого года путем слияния нескольких предприятий. В их числе ЗАО "КазТрансОйл", которое обеспечивает 80 проц. транспорта казахстанской нефти, ЗАО "КазТрансГаз", занимающееся транспортировкой и транзитом всего газа по территории нашей страны, ряд сервисных организаций — "Казмортрансфлот", "Казстройсервис", "Казтранском", вертолетная компания "Евразия-Эйр", Атырауский аэропорт.

Создание холдинга позволило структурировать сервисные компании и основать новые, которые оказывают интегрируемые услуги всем подразделениям холдинга.

— Как вы оцениваете нынешнее состояние нефтегазотранспортной отрасли страны?

— В этом году произошло знаменательное событие в развитии транспортной инфраструктуры Казахстана. Это запуск Каспийского трубопроводного консорциума, что позволяет на ближайшие 5—7 лет решить вопрос транспортировки казахстанской нефти на международные рынки. В конце ноября подписано соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли между правительствами Российской Федерации и Казахстана. Оно предусматривает создание совместного предприятия по маркетингу казахстанского газа. Другими словами, впервые за годы независимости в 2002 году казахстанский газ получит доступ на мировой рынок.

Кроме того, урегулирован вопрос о транзите казахстанских углеводородов через территорию России на следующий год. Наша страна будет экспортировать 10,5 млн. т в дальнее зарубежье по трубопроводу Атырау—Самара, еще 4,5 млн. т — в страны ближнего зарубежья, и 2,5 млн. т пойдут по маршруту Актау—Махачкала—Новороссийск. Таким образом, экспортный потенциал Казахстана составит 17 млн. т плюс 28 млн. по системе КТК, которая начнет активно функционировать с марта—апреля 2002 года. Можно с уверенностью говорить о том, что на ближайшие годы Казахстан будет обеспечен полноценным доступом к экспортным маршрутам.

Другое радостное для нас событие — запуск Амангельдинского месторождения. По уже подтвержденным предварительным данным, этот проект позволит Казахстану не зависеть от поставок узбекского газа. Планируется, что в 2003 году на месторождении будет добываться до 600 млн. куб. м газа.

В целом активный рост добычи нефти в Казахстане, по нашему мнению, даст импульс развитию транспортной инфраструктуры. За последние годы расширена пропускная способность нефтепровода Атырау—Самара — с 10 до 15 млн. т в год, Актауского морского порта — до 6 млн. т. Создается совместное казахстанско-китайское предприятие по строительству нефтепровода Кенкияк—Атырау. Этот проект позволит транспортировать нефть актюбинского региона через экспортные системы Атырау—Самара и КТК.

— Расскажите подробнее о строительстве нефтепровода в Кенкияк—Атырау...

— Отмечу, что за последние годы Казахстан не занимался новыми крупными проектами (кроме КТК) по развитию транспортной инфраструктуры, хотя нефтедобыча все время росла. И Кенкияк—Атырау — это первый подобный инвестиционный проект в Казахстане. Повторяю, он позволит доставлять нефть актюбинского региона (таких производителей, как "CNHC-Актобемунайгаз", "Казахойл-Актобе", "Казахойл-Эмба", "Казтюркмунай" и других) к системам КТК и Атырау—Самара. Сейчас там имеется единственный трубопровод на Орский НПЗ (перерабатывает до 2,5 млн. т казахстанской нефти). Но в ближайшие 5 лет добыча в этом регионе достигнет 15 млн. т в год. Поэтому строительство данного трубопровода протяженностью 450 км позволит решить вопрос доступа к экспортным магистралям.

Соглашение о создании СП подписано с Китайской национальной нефтяной компанией (ей принадлежит 49 проц. акций, Казахстану — 51 проц.). Стоимость проекта — 162 млн. долл. Ввод в строй — в конце 2002 года. Я думаю, казахстанские строительные компании, которые будут участвовать в этом проекте, смогут приобрести необходимый опыт, чтобы в дальнейшем заниматься развитием транспортной инфраструктуры.

— Вы упомянули, что Казахстан долгое время не предпринимал крупных проектов в нефтегазотранспортной отрасли, за исключением КТК. И тем не менее инфраструктура постоянно нуждается в ремонте и модернизации. Что сделано в этой части?

— Действительно, около восьми лет серьезные капитальные ремонты в системе "КазТрансОйла" не производились. Но за последние четыре года нами инвестировано более 400 млн. долл. на модернизацию. И вот уже три года мы работаем в безаварийном режиме, не останавливаясь ни на один день. Что касается системы "КазТрансГаза", то там ремонт проводился до нынешнего года. Правительством подготовлена и утверждена программа модернизации газовых магистралей, которая предусматривает освоение более 500 млн. долл. в 2001—2005 годах. Уже в этом году освоено 170 млн. долл.

Проведенная модернизация экспортного транзитного газопровода Средняя Азия—Центр позволила повысить его мощность с 40 до 50 млрд. куб. м. Таким образом, газ сможет беспрепятственно поступать из Центральной Азии в систему "Газпрома", на Украину и в дальнее зарубежье.

— Еще одна проблема, которая долгие годы не сходит со страниц газет и является головной болью правительства и местных властей, — это зависимость южных регионов Казахстана от поставок узбекского газа. Есть ли, по-вашему, радикальное средство для ее решения?

— Вы прекрасно знаете, что Узбекистан — один из крупнейших производителей газа. В свою очередь, Казахстан — естественный партнер для Узбекистана, поскольку исторически юг Казахстана пользуется газом соседней республики. Сегодня мы платим на границе 40 долл. за 1000 куб. м. И такую цену Узбекистану не платит никто! Поэтому если мы не станем покупать газ у Узбекистана, он от этого только проиграет. Вывод: должны быть налажены нормальные партнерские отношения.

В 2001 году мы подписали с "Узтрансгазом" пятилетнее соглашение о закупках газа для южных регионов Казахстана. "КазТрансГаз" погасил все задолженности казахстанских потребителей узбекским поставщикам за прошлые годы (около 3,5 млн. долл. на начало 2001 г.), взял в управление сеть реализации в Шымкенте. Сегодня собираемость платежей здесь составляет 97 проц., что позволяет успешно расплачиваться с Узбекистаном. Но это не значит, что мы не будем искать внутренние резервы. О разработке Амангельдинского месторождения я уже говорил. Развиваем и другие проекты. Например, в Актюбинской области запущена установка по сжижению, основанная на самых современных технологиях, не известных на постсоветском пространстве, но успешно применяемых за рубежом.

В принципе, если будет поставлена задача — уйти от поставок узбекского газа, мы будем ее решать. Но это очень крупный инвестиционный проект. Учитывая, что Казахстан и Узбекистан выработали нормальную политическую базу для экономического диалога, необходимо находить приемлемые варианты, чтобы решать вопросы о закупках газа.

— В этом году при участии ТНГ создана компания "Казмортрансфлот". Поделитесь вашим видением будущего отечественного морского флота...

— Напомню, что 50 проц. "Казмортрансфлота" принадлежит ТНГ, 50 проц. — Министерству транспорта и коммуникаций. Идея создания казахстанского морского флота очень проста. У нас есть морской порт в Актау, но до настоящего времени на море зарабатывают другие страны, причем на казахстанских грузах. Хотя сегодня мы способны перевозить до 6 млн. т нефти в год и еще 2 млн. т сухих грузов. Транспортировка происходит судами компаний из Баку, Махачкалы, других портов России. Но раз поток грузов казахстанский, то и их перевозка должна осуществляться казахстанскими судами.

Сегодня "Казмортрансфлот" взял 11 судов в тайм-чартер и ведет переговоры с различными финансовыми институтами о приобретении собственных судов. О готовности сотрудничать заявил руководитель ЕБРР. Мы будем осуществлять финансирование за счет гарантий ТНГ и собственных средств, без участия правительства. Все это чрезвычайно актуально: раннюю нефть с Кашагана и других месторождений можно перевозить танкерами — в объеме до 10 млн. т. К этому времени, предполагается, что нам удастся взять на себя ее транспортировку.

В этом году создано совместное предприятие с компанией "Новошип" Новороссийского морского пароходства, которая располагает 90 крупными судами, в том числе танкерами водоизмещением 100—150 тыс. т. "Новошип" ведет переговоры и с грузоотправителями КТК о перевозке грузов из Новороссийска в другие порты Черного и Средиземного моря.

На сегодняшний день "Казмортрансфлот" — прибыльная компания, которая ведет переговоры о привлечении инвестиций для создания казахстанского морского флота.

— Зарубежные специалисты предполагают, что скоро Россия займет лидирующее место на мировом рынке углеводородов. Не опасаетесь ли вы, что в будущем неизбежно столкновение интересов России и Казахстана в этом вопросе?

— Россия и Казахстан входят в СНГ. У нас есть общие экономические интересы. С другой стороны, западные страны пытаются диверсифицировать поставки газа и нефти. В этой ситуации и Казахстан, и Россия должны вести согласованную политику, для того чтобы выступать не конкурентами, а партнерами и гармонизировать потоки углеводородов: определиться, кто и на каких рынках будет работать. Это принесет больше пользы, чем конкуренция. Россия сегодня производит более 400 млн. т нефти и 550 млрд. куб. м газа. Казахстану, конечно, конкурировать с ней очень тяжело. Почему, допустим, ОПЕК может регулировать добычу в странах, в него входящих, а мы нет? Именно об этом говорил президент Н. Назарбаев на последнем саммите СНГ: создать в рамках Содружества некую организацию производителей нефти и газа, куда могли бы войти Россия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Азербайджан, и вести согласованную политику на рынке.

Вопрос, конечно, непростой. Например, в России работает множество частных компаний, в том числе крупных. У каждой свои интересы. Но тем не менее правительства двух стран могут координировать эту работу, приходить к консенсусу, чтобы производители понимали, какие объемы нефти куда направлять. В газовой отрасли такая перспектива, судя по соглашению между правительствами РФ и РК, вполне реальна. Дело за нефтяниками.

— Как вы оцениваете другие маршруты, помимо КТК, транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки, в том числе через Иран и Баку—Джейхан?

— Повторяю, КТК на ближайшие 5—7 лет решит вопрос транспортировки казахстанской нефти, в том числе и ранней с каспийского шельфа, на международный рынок.

Очень активно обсуждается и маршрут Актау—Баку—Джейхан. Как вы знаете, существуют проекты транспортировки нефти через Иран, а также через Туркмению, Афганистан с выходом к Индийскому океану.

Все они имеют экономическое обоснование. Но помимо экономических факторов существуют и политические. Казахстан не раз заявлял о приоритете проекта КТК, поддержке маршрута Баку—Джейхан, а также тех нефтедобывающих компаний, которые ведут работу по разработке новых маршрутов. Многое здесь зависит именно от компаний, от того, какое направление для них является более приемлемым. Кому-то нужен выход к Черному морю, кому-то — к Средиземному. Поскольку у Казахстана со всеми соседними странами заключены соглашения о торгово-экономическом и политическом сотрудничестве, то никаких запретительных мотивов в транспортной политике нашего правительства нет.

Казахстан будет поддерживать все проекты, которые будут развивать транспортную инфраструктуру для экспорта нашей нефти.

НОВОСТИ НЕДЕЛИ


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Министр Доходов Какимжанов - сенсационное признание 31.01.2002
Зеркало для Премьера или О чем поведало кольцо? 29.01.2002
Нефтяной барон Кулибаев - весь в розовом 01.01.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz